Серийные водородные авто: миф или реальность?

Проблема чрезмерного потребления энергоресурсов в третьем тысячелетии становится одной из самых болезненных. Попытки внедрить в серийное производство автомобилей, способных передвигаться на альтернативных источниках питания, осуществляются постоянно. Одним из самых перспективных источников энергии является водород.

Компания Хонда стала первой, кто сумел наладить серийный выпуск автомобилей на водородном топливе. Первым серийным авто на водородном топливе стала Honda FCX Clarity.

Передвигается FCX Clarity за счет работы электродвигателя, питающегося от топливного электрогенератора. Энергия вырабатывается прямо во время движения, в результате взаимодействия водорода с кислородом, содержащемся в атмосферном воздухе. Реакция происходит в специальном реакторе. В качестве резервного источника питания используется литиево-ионная батарея. Водородный электрогенератор V Flow FC обладает компактными размерами и весит всего лишь 67 кг.

Водород — экологически чистый вид топлива, в качестве выбросов Honda FCX Clarity отдает в атмосферу только воду. При этом производитель заявляет, что водородного баллона объемом 17 литров хватит на 600 км пути.

Пока что серийным авто Honda FCX Clarity можно признать весьма условно. Автомобиль сдается в аренду в Японии и США по схеме возвратного лизинга, обслуживание осуществляет автосервис Хонда. Помимо высокой стоимости, проблема использования водородных автомобилей очевидна: малое число водородных заправочных станций, которые имеется только в Японии, США и Германии. Однако их число будет расти.

Разработкой серийного выпуска автомобилей на водородном топливе занимается не только Хонда. Например, компания Ниссан производит X-Trail FCV, являющийся одним из лидеров среди водородных автомобилей. Он оборудован 120-сильным электрическим двигателем, питающимся от водородной установки. Автомобиль развивает скорость до 150 км/ч и способен проезжать до 500 км без дозаправки. Но пока X-Trail FCV находится в режиме тестирования и до серийного выпуска еще достаточно далеко. В компании заявляют, что продажа и сервис Ниссан X-Trail FCV начнутся с 2015 года.

В России массовое появление водородных автомобилей в ближайшее время не предвидится. Причинами тому являются отсутствие водородных автозаправочных станций и недостаточное внимание развитию водородных технологий со стороны государства.

На сегодняшний день серийное производство водородных автомобилей, в основном, находится в режиме тестирования. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны.