Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Борковская… Чем дальше мы продвигались на Запад, тем больше я догадывался, по непрекращающимся дождям, что впереди будет, совсем непросто с нашими не совсем исправными лебедками. Но иногда надо отдыхать, хотя на полноценную «днёвку» уже и не осталось времени.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Прогноз погоды по-прежнему разочаровывает – на предстоящую неделю дожди, для нас же это означает только одно – выбираться надо отсюда как можно скорей. Прибывающая вода наполнит водой ковровые болота и окончательно размочит глиняные подъемы между Нижнесульской и Косомской…

В редкие моменты, с утра нас балует солнце. Организуем себе поздний подъем, надо немного восстановить силы. Прогуливаемся по развалинам Борковской, в солнечную погоду оно уже не столь угрюмо выглядят.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Пожалуй, недаром это место – экватор тракта, оазис со следами ушедшей отсюда цивилизации. От Мылы далеко, но до Усть — Кымы ещё дальше. Вот бывшая баня, вот бывший дом…

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Сарай, цистерна на гигантской волокуше

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Что-то напоминающее лабораторию, приборы для наблюдений

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Да и просто много разного металлического хлама….

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

 

Место для станции выбрано удачное, большое живописное урочище, окруженное ягелем и красивыми соснами. Внутри оставленных строений, время как — будто остановилось лет 20 назад.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Брошенные книги

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Застывшие в струе времени детские игрушки

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

«Микки маус» старательно выжженный чье-то рукой на деревянном полотне,

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Материальные отчёты, служебные записки.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Журналы наблюдений, хранящие воспоминания того времени…

 

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Меня безумно притягивают такие вот покинутые людьми селения, но они оставляют крайне тягостное и гнетущее ощущение послевкусия.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Всё это вместе и составляют страшную картинку безысходности и трагедии, произошедшей здесь более 20 лет назад.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Сейчас же только редкие охотники, рыбаки и туристы появляются в этих краях, становясь невольными свидетелями медленного разрушения остатков метеостанции.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Вчитываемся в лист газеты, на которой оставляют свои автографы редкие постояльцы – оказывается и зимой здесь бывают гости — путешественники на снегоходах. А почему бы и нет, тем более в таких местах. Мы встречаем многочисленные следы техники, уходящие как на север, так и на юг.

Но нам пора двигаться дальше, и оставив свою наклейку, мы покидаем к обеду Борковскую. Оазис закончился также стремительно, как и начался.

После брода через Ашугу, начали пробиваться через заболоченную низину реки Ванькин. В этом месте тракт оказался очень сильно разбит, уже видна работа «Simex». Не без труда проводим машины к броду и штурмуем спуск к реке, он практически вертикальный для наших немаленьких машин. Ну а дальше ожидаемый сюрприз – глубокие и размешанные глиняные колеи.

Влажная глина практически обездвижила наших коней. Чудесный протектор BF Goodrich в одно мгновение стал бесполезным. Привычные способы самоочищения протектора с газом в пол, не помогают – увы, резина для этого не предназначена. Мы отчаянно пытаемся идти в разрез, но у нас ничего не получается. Не понимая, как двигаться по этому грунту, ничего не остаётся, кроме как бесконечно использовать лебедки.

Тяжелее всего приходится моему штурману, через каждый 10 метров необходимо перецеплять трос. Увы, с блоком процесс лебежения доставляет значительные проблемы.

Потеряв на этом 400 — метровом спуске и последующем подъеме больше двух часов, мы оказались на пересечении множества геологоразведочных просек. Одна из таких заросших просек вывела нас прямиком в огромное ковровое болото. Стало понятно, что мы делаем что-то не то. Открываем навигацию и вглядываемся в карты, впервые с начала тракта, пытаемся наложить трек и понять, куда нам двигаться дальше. Убедившись в том, что мы ошиблись, возвращаемся назад.

Совершенно неожиданно, обнаруживаю, что у меня пропадают тормоза, совсем. Вместе с тормозной жидкостью. Я хорошо помню эти ощущения пустой педали, по прошлому году, тогда они у меня пропали в центре Омска. Делать нечего, располагаемся удобно в мокрой колее и приступаем к осмотру. Магистрали цели, но есть предчувствия повторения истории прошлого года с задним тормозным цилиндром. Так и есть, сняв левое заднее колесо, наблюдаем выдавленный поршень тормозного цилиндра, вытекающую тормозную жидкость и развалившийся механизм стертых задних барабанных колодок.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Причина банальна, колодки стерлись и при очередном торможении просто провернулись в барабане со всем механизмом. Недолго думая, перетягиваем хомутом тормозную магистраль и доливаем почти 400 грамм тормозной жидкости. Пока занимались мелким ремонтом, и уже традиционно готовили вкуснейший обед, обнаружили рядом с собой ящик — закладку одесской экспедиции на дереве.

После обеда стало значительно интересней. Мы тяжело двигались по кромке разбитого болота, лавируя между частично пропиленными объездами. Местами буквально пробивались через размешанные колеи.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Несколько часов тяжелой битвы слиплись в один тяжелый миг. Я отчетливо помню, как помогал своему штурману работать с блоком и тросом лебедки, а вместе с солнцем появившийся голодный гнус ярко дополнял букет ощущений.

Мы буквально с замиранием сердца слушали работу моей лебедки, мысленно читая ей молитвы надежности и стойкости. Тяжело нам тогда пришлось, однако, что даже не сделал ни одной фотографии того участка. Битва закончилась и ближе к вечеру мы, наконец, добрались до нашего крайнего брода через Цильму.

В третий раз будем штурмовать эту реку. В Рочево река была нам не под силу, и мы воспользовались паромом. В Филиппово река нам покорилась за несколько часов, но была широка и быстра, а здесь это ещё маленькая речушка предстала перед нами со своим старым и разрушенным мостом. Основательный и мощный деревянный мост был возведен когда-то очень давно. Но время и силы природы сделали свое дело, практически полностью разрушив сооружение.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

К мосту ведет уже заросшая годами просека тракта, видно, что здесь иногда останавливались туристы, но нам чуть дальше вброд.

 

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Осматриваемся, достаточно свежие следы уходят вдоль Цильмы на Север. Та самая дорога на заброшенную геологическую базу, на которой в этом году побывали архангельские ребята. Будь чуть больше времени в запасе, конечно же, поднялись бы этот десяток километров на Север. Но для нас очередная загадка, приготовленная трактом.

Спуск к Цильме, имеет некритичные для коротких машин, но крайне опасные для наших машин крены. Приходится пропиливать себе больший радиус и проводить машины буквально по сантиметру, отвешивая правый борт тремя людьми.

Осматриваем вход и выход в реку, чудесные вертикальные двухметровые обрывы. Видим следы битвы на выходе из брода. Я помню фотографии этого брода по предыдущим отчётам. Пожалуй, на фотографиях все выглядит более безобидно, чем в реальности. У нас же есть отличные шансы сначала уткнуться носом передним бампером перед спуском, а потом на вертикальном выходе окончательно добить лебедки.

Штурманы устремляются с лопатами готовить более пологий выезд, но получается не очень, копать придется несколько кубометров почвы. Спускаем сначала Олега и за 5-10 минут, медленно вытягиваем его из реки.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Затем настает мой черед, но моя лебедка через блок работает почти на пределе своих возможностей. Спасает то, что мы машиной Олега немного подровняли выезд.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Прекрасный вечер, бодрящая вода и трофейные «сто грамм». На берегу реки замечаем кадку и скамейку, наверное, смастерили рыбаки. Решаем, что просто обязаны устроить банные процедуры в прохладных водах Цильмы. С огромным удовольствием смыли накопившуюся усталость за несколько дней, получили заряд бодрости, несмотря на то, что на улице было не выше +10, да и в воде было не выше. Подумалось о баньке…

После брода, тракт немного улучшился, небольшие ручьи речки, оказались замощенными десятками срубленных берез. Очевидно, что этой частью тракта очень активно пользовались несколько десятилетий назад, водоотводные канавы также были в неплохом состоянии и не позволяли заболачиваться основному ходу тракта.

Печорский ТрактЪ 2013 — день одиннадцатый

Темнеет, мы решаем вставать лагерем, не доехав несколько километров до избы Кислый. Сегодня был трудный день, но с каждым днём мы все ближе к окончанию нашего маршрута.

Несмотря на многочисленные и разбитые болота, мы научились довольно эффективно по ним передвигаться на наших тяжелых машинах с узкой резиной с помощью сендтраков. Топливо сжигается, еда съедается, водка выпивается. Жарим вкуснейшие грибочки с луком, сушим одежду и наслаждаемся приятным вечером. Пожалуй, всё хорошо. Пройдено 11 километров.


Печорский ТрактЪ 2013 — день двенадцатый

Автор Денис Забелин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.