Папай 2007 в «стандарте»

Пролог.

Так получилось, что в «стандарте» я оказался совершенно случайно. В базовый лагерь «Папай Трофи» изначально приехал в качестве зрителя, настроившись на созерцание традиционно приятного зрелища. Пока не появился дядя Стёпа на «Land Rover Discovery», 1997 года выпуска, с бензиновым V8, объёмом 3,9 литра. Штурмана у него не было, как не было и опыта участия в каких-либо серьёзных внедорожных маршрутах. «Rover» стоял на стёртых шоссейных покрышках, «троил» и глох при первом удобном случае, пытаясь отомстить хозяину за посещение авто-мойки. Вдобавок, у него не работал спидометр. И колёсики с цифрами тоже не работали.

В таких условиях, будучи по природе малодушным пилотом, а также обладая устойчивой способностью впадать в анабиоз при виде «легенды», я не раздумывая согласился войти в состав столь мощного экипажа. Для начала, мы с пилотом договорились, что мой паспорт используем для оформления заявки, а тем временем, подыщем нормального человека на моё место из числа более опытных джиперов. Условие ставилось одно – уметь читать дорожную книгу, при этом, не теряя способности говорить. Однако, даже такой, упрощённый порядок приёма, никого не вдохновил. К утру субботы стало окончательно ясно – едем.

В голове образовалась небольшая паника и я пошёл к девушке Маше. Некоторые вопросы могла прояснить только она. Это был единственный человек, который при мне смотрел в легенду и знал, что делать дальше. Девушка Маша была моим штурманом два года назад, в категории «стандарт» трофи-рейда «Маркхотский хребет 2005». Она читала легенду так, словно её негромкий и спокойный голос звучал прямо у меня в голове. Она владела тайным языком предков, который позволял ей находить путь даже там, где его не было. Она считала километры по звёздам …

Маша сказала – да фигня всё, езжай и не парься. Как – спросил я – как эти бумажки читать, куда смотреть, что говорить пилоту, я не умею, ты же знаешь, ничего не получится, там столько цифр, я неудачник, это опасно, мы все погибнем…

Ша – сказала девушка Маша и открыла мне Главный Штурманский Секрет чтения Дорожной Книги. Секрет, который никогда никто не узнает. Во всяком случае, от меня… Поскольку, обладание этим секретом позволяет побеждать всех и всегда. А ещё потому, что у штурманской мафии длинные руки. За вход в этот мир мы платим рубль, а расплачиваемся жизнью. Ведь здесь крутятся огромные деньги. Это большая политика. В которой я, как минимум, Жириновский. Короче, только за магарыч. По другому даже не подходите… – подумал я всё это, после разговора с девушкой Машей. И, с цистерной пива в воображении, приготовился стартовать.

Старт

Всё складывалось отлично. За час до старта выяснилось, что у нас нет бензина и батареек для фотоаппарата. Организаторы предложили нам свою резервную канистру с девяносто пятым для генератора. Болельщицы побежали искать источники питания. Осталось стырить легенду, которую судьи никак не хотели выдавать раньше, чем на старте. И победа была бы в кармане. Практически.

За полчаса до старта оказалось, что организаторский бензин кто-то приватизировал до нас. Болельщицы принесли кофе вместо батареек. А легенды хранились в секретном подземном бункере под Северным полюсом. Таким образом, дядя Стёпа унёсся в Новороссийск заправляться, я кинулся искать фотоаппарат, а колонна «стандарта» благополучно уехала на место старта, за шесть километров от поляны. Стопроцентная победа растаяла в дымке хаоса. Базовый лагерь впал в заговор. И я побежал на старт пешком, с полу разряженным «Кэноном» в руках.

В Ахонке удалось поймать попутный «Москвич», управляемый пятнадцатилетним пилотом. Первый километр пути мы прошли секунд за пять, с двумя заносами и одним заездом на пит-стоп в кусты. На втором километре пришло решение остаться в живых и я пересел в, удачно посланный мне небесами, УАЗ. К старту мы с дядей Стёпой приехали синхронно, только с разных сторон. На то, чтобы обсудить тактику гонки, у нас было секунд сорок. В этот момент из секретного бункера принесли легенду. И я в неё посмотрел!.. Эффекта не последовало. Ещё раз посмотрел!.. Результат тот же. Кто-то сбоку сказал – пятнадцать секунд. Мы пристегнулись. Десять секунд. Я отстегнулся и решил убежать. Пять секунд. Ребята, а что значат эти цифры внизу? Четыре. Подождите, давайте заново, покурить забыл. Три. А можно маме позвонить? Две. Стёпа, что делать?! Одна. А у нас пониженная есть? Старт. Абзац.

Гонка. День первый

Всё происходящее далее вспоминается дискретно. Примерно так, как бывает в тёмном зале деревенской дискотеки, когда включают стробоскоп. Перед первым КП, откуда-то сбоку, перед нами вылетели два ростовских «Паджеро» — длинный и короткий. Уже после гонки выяснилось, что они заблудились сразу после старта. Это позволило нам их догнать и стало решающим обстоятельством в дальнейшем. Если бы не они, первого КП мы бы не взяли. По одной простой причине – я забыл, что на трассе есть КП. И даже не думал смотреть в правую половину листочков дорожной книги, сосредоточившись на километраже и стрелочках слева…

Обогнать сразу «поджарых» не получилось. Мешала пыль. Да и дорога не располагала. Выскочив из-за очередного поворота, мы увидели, что короткий, шедший первым, встал, длинный тоже стал оттормаживаться. Пропускает – заорал я пилоту – давай, вперёд! И, уже на обгоне, краем глаза заметил, что конкуренты фотографируются у какой-то циферки не дереве. Ох, блин, это же КП, на брифинге же говорили, давай назад, нет, стой, нет, назад, а то сейчас другие приедут, пропусти его, ох, я дятел, а где фотик!?

После этого мой штурманский IQ слегка повысился. Пока мы висели за длинным «Паджериком», появилось время подумать. Читая вслух, куда ехать, про себя я решал один важный вопрос – а что, если сначала ростовчане ехали правильно, а мы пропустили какой-то КП? И, пребывать бы мне в этих сомнениях до вечера, если бы не легенда. Оказалось, в ней всё написано. И мы ничего не пропустили.

За этими рассуждениями промелькнул скоростной прямой участок. Длинный «Паджеро» встал, галантно пропуская нас в лидеры. Дальше, посреди просеки, у развилки, стоял в задумчивости короткий. Мы объехали его через кусты и, по наитию, двинулись дальше. Наитие закончилось через двести метров, когда я увидел поворот. Это была наша первая микро-победа. Словами не описать, как стало радостно на душе. Потому что, мы приехали на второй КП. И приехали сами, а не «по стопарям».

Ё, мы лучшие, у меня получилось – мысленно пританцовывал я и носился по поляне, расчехлив рога, в поисках таблички с номером. Пока, добежав примерно до Барнаула, не начал понимать – тут что-то не так… Прыти убавилось. За спиной загудели моторы. Кинувшись обратно, к нашей машине, я увидел душераздирающее зрелище – они устроили фотосессию возле нашей таблички! Возле моей таблички, которую нашёл я! Слышите, это мы первые сюда приехали. Это наша табличка. Негодяи!

… Мы проехали мимо номера и встали дальше, в трёх метрах. «Паджерики», сунувшись за нами, сразу увидели КП и благополучно его отсняли… Пока некий гениальный штурман-первопроходец летал по тайге, прорубая новые просеки. Чёрт! После этого, заезжать на точку пришлось сквозь деревья, потому что места на поляне нам не осталось. К ростовчанам добавилась новороссийская «Нива» и «Патрол» из Анапы. Однако, дальше, мы умудрились уехать на своей позиции – за длинным и коротким «поджарыми». Которые, правда, успели оторваться за пределы прямой видимости. Что сразу благотворно сказалось на наших достижениях. Первый же поворот в легенде мы прозевали и ушли в неизвестность. Закончилась она через метров триста, причём никаких особых оснований поворачивать назад у нас не было. Но, не сговариваясь, решили валить обратно.

Тут носом в нос встретились с анапчанами, которые совершили простую и распространённую, в таких обстоятельствах, ошибку. Что позволило нам, не нарушая правил хорошего тона, войти в искомый поворот первыми. Сопернику это, видимо, не понравилось. Поэтому, следующие пару километров, он сердито делал «фа-фа», требуя его пропустить. Мы бы с удовольствием. Но, учитывая ширину просеки в полтора корпуса, это было затруднительно – мягко говоря. Тем более, что впереди карабкались два «Паджерика», а за ними висела «Нива». И они тоже не пускали нас «фсехтампарвать». Такая вот получилась «пятая колонна».

В этом порядке, не спеша перебирая лапками, выползла наша железная «гусеница» из леса на каменистый хребет. Где «Патрол», на прощание, издал ещё один грозный звук и, взревев раненным тигром, ушёл «в точку». Оставив небольшое сизое облачко, на полчаса закрывшее солнце… Тут мне, невзначай, вспомнились слова Руда (Рудольф Нагулян, г. Сочи, категория «спорт»), сказанные в Майкопе, на первом этапе, в адрес другого экипажа: бля буду, это чемпионы растут.

Дядя Стёпа огорчился, погнался за соперником, но погоню пришлось закончить через сотню метров. Настало время брать очередной КП. Фотографировались мы снова в компании с дружелюбным длинным «Паджеро», который вообще никуда не торопился. Складывалось ощущение, что ребята едут в ларёк, за пивасиком. Их умиротворённость передалась и нам. Стартовав на следующую точку, мы уже относились к происходящему немного философски, болтаясь у ростовчан «на хвосте».

Тем временем, навстречу нам пронёсся знакомый нервный «Патрол», в поисках КП, который мы только что покинули. Теперь мы сделали ему «фа-фа», разумеется приветственное, и продолжили свой путь к славе.

«Нива» шла сзади, то отставая, то догоняя. Местами колонна сильно пылила и приходилось увеличивать дистанцию во избежание столкновений. Мы могли ехать немного быстрее, чем длинный «Паджеро», но сигналить не хотелось. Преимущество было не явным. Поэтому, выжидали любую возможность обогнать, но без агрессии. Пока ростовчане сами, неожиданно для нас, не уступили нам «лыжню». И тут дядя Стёпа «втопил»! Четыре бензиновых литра в полном приводе на раллийной гравийке – это, доложу я вам, хорошая штука. Особенно, с учётом курсовой устойчивости пятидверной базы и достаточно энергоёмкой подвески. До этого момента об «англичанах» я был худшего мнения. Но тут понял – всё, идём «на золото» и никаких гвоздей.

Скоростной прогон закончился моментально. Мы упёрлись в короткого «Паджеро». Он встал на перекрёстке, который стопроцентно «бился» по легенде, благодаря близкому расположению ЛЭП – это, вообще, самый лучший ориентир. В свойственной мне интеллигентной манере, я заорал – ага, прощёлкал, пропускает, давай Стёпа, слева обходи, газу, нам прямо, я знаю – и мы благополучно влетели в колею от «Белаза», выполненную в виде классического болотца под названием «надо было не туда». Кажется, гонка для нас закончилась…

Пока мы отрабатывали приёмы скольжения на лысой резине в жидкой глине, короткий «Паджерик» удивлённо проехал мимо нас. У него даже фары немного округлились, ага. Вечером, в лагере, выяснится — он остановился перед этой лужей, чтобы включить пониженную. Потому что, в отличие от нас, оценил её масштабы. И был несколько озадачен нашим «героическим» маневром. У меня же появилась возможность для физподготовки. Человек, вдохновенно пихающий в одиночестве две тонны металла – вполне унылое зрелище, доложу я вам.

Через минуту прибыл «старший брат» короткого. Ребята аккуратно объехали нас, а затем поступили неожиданно – во всяком случае, для меня. Они остановились, вышли и сказали – давай цеплять. У меня в голове сразу образовался конфликт «джипера» и «паркетника». Первый ни за что не хотел сдаваться, бормоча на ухо: они соперники, слышишь, не соглашайся. Второй, сволочь, лихорадочно полез за стропой.

Вслух же это выражалось лаконичным «нет». Мы сами, чего тут вытаскивать, езжайте, мужики, спасибо – всё это я говорил со всей возможной решимостью. Отчётливо осознавая, что никуда мы сами не сдвинемся. Слава богу, никто меня не послушал. Ладно, не выдумывай – сказали ростовские «философы» хором – давай, цепляй. И, через минуту, мы продолжили гонку, в той же последовательности, которая сложилась на первом КП.

Знаешь, Стёпа, а давай не будем их больше обгонять – сказал я, поразмыслив – этот «Паджерик», он нам с неба посланный, не иначе. На том и порешили. Причём, буквально через полкилометра, заёрзав в очередной луже, мы убедились, что ростовчане нас ждут. Чтобы выручить, если понадобится. Такое отношение на дистанции со стороны совершенно посторонних людей, тем более, соперников, мы видели впервые. И оно сыграло свою решающую роль, как показали дальнейшие события.

Очередное КП брали опять втроём. В зеркалах давно уже никто не маячил. Длинный снова пропустил нас вперёд. Мы быстро догнали короткого и только решили его обойти, как он встал. Этот зря не встанет – успел подумать я и тут же увидел рядом с ним КП. Если бы шли первыми, могли пролететь. Поскольку, я упрямо не хотел смотреть в правую половину листочков легенды. Многозадачность мои мозги не поддерживали. Места в голове хватало только на циферки и стрелочки.

Следующим важным ориентиром в легенде были: поляна, табличка на дереве, сосны и прямой поворот. Короткий «Паджеро» к тому времени ушёл далеко вперёд, длинный отстал, а мы догнали очередную белую «Ниву». Поляна, дерево и табличка присутствовали. Как выглядят сосны в Новороссийске, не знаю — точно, не так, как в Якутии, где я родился. А вот поворота не было совсем. В том месте, где ему надлежало находиться, росла непроходимая трава породы «баобаб». И ни одного следа. «Нива» полезла именно туда. Прямо – скомандовал я и тут же пожалел. С поляны мы нырнули в распадок, где разворот оказался невозможен. А табличка-то осталась позади…

— Вперёд, Стёпа, ищем разворот.
— Давай здесь.
— Нет, дальше. Нет, сдавай задом.
— Нас «Паджеро» догнал, за нами встал.
— Покажи ему, чтобы назад сдавал.
— Не хочет.
— Ладно, валим вперёд, там вроде поляна, там крутанёмся. Главное, «Ниву» догнать. Они правильно пошли. Там табличка была, видел?

На поляне мы начали разворачиваться. Пока ростовчане не ткнули пальцем в другую табличку, которая висела у меня над головой.… В сосенки, которые росли в тридцати метрах.… И в поворот, который уходил туда, куда надо… Больше мы их не обгоняли. Даже не думали.

В принципе, именно на первом СУ для нас решилась вся дальнейшая судьба в этой гонке. За полкилометра до финиша мы пробили колесо на взятии заключительного КП. Успели финишировать на остатках воздуха. В ходе получасового перерыва поставили запаску. Попутно выяснили, что у нас неплохое время. Стартовали на второй СУ и, на нём, отобрали у соперников всё, что было возможно, за счёт длинных скоростных перегонов. Трасса частично повторяла пройденный путь, только в обратном направлении. Поэтому, основная задача заключалась в том, чтобы не пропустить КП. В нескольких местах сильно рисковали, надеясь на авось, но скорость держали максимальную. Легенда читалась будто сама собой. Лишь в одном месте появились серьёзные сомнения и мелькнула мысль – разворачиваться. Но, в ту же секунду увидели чёткий ориентир. Пугало только отсутствие запаски. Поэтому, старались не прыгать. На финише первого дня стало ясно – приехали в тройке. Сплюнули и поехали готовиться ко второму дню.

Вечером, у костра, я не спеша подвёл промежуточные итоги. Сам для себя. В плюсах оказались:
1. пилот, который вполне уверенно вёл машину;
2. машина, которая однозначно объезжала все малолитражки;
3. раллийная трасса, которая, с нашими колёсами, идеально нам подходила.

В минусах обозначились:
1. штурман, не поддерживающий многозадачность;
2. завтрашний старт в числе первых и отсутствие наблюдательных ростовчан впереди;
3. чересчур короткая трасса, без скоростных прогонов, прописанная «заячьими петлями»;
4. наши главные соперники во второй день – новороссийцы на «Ниве», отлично знающие местность – опытный и сработанный экипаж, который, ко всему прочему, действительно здорово ехал.

Итого. Если «промухаем» хоть один КП – не отыграемся. Если порвём колесо – то же самое. Каждая остановка на такой дистанции – фатальная потеря времени. Но спешить нельзя ни в коем случае – организаторы повторяли это и вечером, и утром, перед стартом. Возможно встречное движение, трасса пересекается с «туризмом», да ещё и выходит на «федералку» в одном месте. Короче, чуяло моё сердце…

Гонка. День второй

На второй день мы прошляпили первый же КП. Причём, зависли на нём минут на десять – двадцать. Точнее сложно сказать, поскольку, в поисках таблички, я носился по лесу в режиме «кривая ракета». Где!? По этой дороге ездил десятки раз. Там негде было его прозевать. Если есть глаза. Но, кто же знал, что табличка, возле которой фотографировался «туризм» – наша? А «туристы» просто перепутали её со своей. А я, когда увидел их, скомандовал – вперёд. И очнулся только под ЛЭП. О, великий Чубайс, тебе возносим мы хвалу сегодня за эти полезные железяки.

Дальше. При взятии первого КП на меня пытался упасть пьяный квадрик с пилотом вместе. По дороге на второй, все встречные автомобили мира попались именно нам. На третьем КП мы не нашли таблички, уехали дальше, поискали, вернулись, поискали, заехали в ручей, нашли. Но это были цветочки. Ягодка выросла там, где мы догнали наших соперников.

Белая «Нива» фотографировалась у куска бетона, в чистом поле. Таблички не наблюдалось, видимо, номер был обозначен краской. Мы подлетели вплотную, я выскочил с «Кэноном» наперевес. «Нива» сорвалась дальше. Перед нами лежал серый бетон. Номер отсутствовал. И начались исследования местности…

Мы искали КП в траве, под камнями, высматривали в небе, даже в машину заглянули. И ничего не нашли. Кроме следов краски на единственном в округе столбике. Но «Нива» фотографировалась не у столбика! Выручила мобильная связь, которая, к счастью, там была. Звонок «другу», то бишь Главному Судье в «категории» стандарт, моментально прояснил ситуацию: КП не далее пяти метров от столбика, если таблички не найдёте, коснитесь рукой столбика, взятие засчитаем. Отлично! Дядя Стёпа позирует, фотик щёлкает, телефон звонит.

— Аллё!
— Но, если эта табличка будет на фото у других экипажей, то вам КП не засчитают!
— !?…

… Мы бы рыли землю до вечера. Мы бы утоптали всю траву. И уравняли горы. И осушили Чёрное море. Так его и так. Мы бы позвонили в рекламное агентство и заказали бы эту грёбаную табличку. И что бы привезли вертолётом, прямо сюда. В МЧС звони, слышишь Стёпа! Мы найдём её!.. Но, тут приехал судейский УАЗ и организатор сказал – езжайте, я подтверждаю, таблички нет, КП взят.

А на следующем КП мы настигли наших оппонентов. Фотографировались вместе. В их словах сквозила обречённость. Конечно, наш двигатель на любых подъёмах позволял идти с набором скорости. И трасса оказалась не настолько запутанной, чтобы реализовалось их «аборигенское» преимущество. Но, бОльшую часть времени, они проиграли из-за вмешательства третьих лиц – той самой украденной таблички на КП, которую искали около двадцати минут. Мы же потеряли там значительно меньше – около десяти. А напоследок, у ребят ещё и двигатель стал глохнуть, сожрав тройную норму бензина. В общем, наша победа на трассе второго дня оказалась делом техники. В прямом смысле этих слов. Со старта мы взяли такой ураганный темп, что на финише гонки я искренне спросил судью:

– Сколько у нас времени до старта?
– До какого старта – не понял он.
– На следующий СУ когда?
– Какой СУ? Гонка закончена.

Смешно, но в тот момент я испугался. Мне показалось, что мы пропустили промежуточный финиш. Вспоминал минут пять, где он был.… А ещё сильно качало – как моряка. Обычно меня так кидает на второй тысяче пробега. Здесь было 15 километров .

Выводы

Можно долго рассуждать на тему «новичкам всегда везёт». Однако, в данном случае, везение можно исключить из слагаемых успеха. В первый день наш результат явился следствием настоящей командной тактики. Она сложилась спонтанно, по ходу гонки, но была именно командной – следует обратить на это особое внимание. В преимуществе такого способа мы убедились на собственной практике. Ну, а со вторым днём, всё и так понятно.

В числе пожеланий организаторам на первое место поставлю трассу. Следует свести к минимуму скоростные участки, на которых мастерство вчистую обыгрывается мощностью. Второе – «встречку» и «дачные» дороги необходимо исключать совсем. Любой ценой. Лучше биться с деревьями, но не идти в лобовую атаку. Третье – при подсчёте результатов должно соблюдаться какое-то одно правило: либо могут присутствовать и «помогать» представители всех экипажей, либо никто не имеет права вмешиваться в этот процесс. Четвёртое – процедура подачи протеста должна быть максимально упрощена и доведена до сведения всех участников. Если есть претензии – должны быть протесты. Нет протестов – значит и претензий нет. Это чтобы прекратить все «закулисные» разговоры и сплетни о «купленных» судьях.

Теперь можно передать приветы? Спасибо ростовчанам на «Паджеро». Победу мы должны разделить с ними. Спасибо соперникам из Новороссийска на белой «Ниве» — они великолепно ехали. Спасибо всем экипажам «стандарта» — за доброжелательность и дух соперничества. Спасибо организаторам за терпение и корректность. Ждём осени и хороших дождей.

Сергей Шинкарёв
Первое место в зачётной категории «стандарт»
Третьего этапа Чемпионата юга России по трофи-рейдам «Папай Трофи 2007»

Папай 2007 в «стандарте»: 6 комментариев

  1. Базовый лагерь, автомобили, люди, все взятые нами контрольные точки, церемония награждения — вобщем, все фотографии в одной галерее — никак не отсортированы, прошу прощения, не хватило времени.

    Внимание: на некоторых фотографиях присутствует ненормативная лексика.

  2. Убью только завтра. На телефоне денег нет. А гуглевский трафик… ну, ты сам знаешь, да?…

    Если сильно хочется — бери от начала и до «Гонка. День первый». Дальше нудятины много. Кому интересно — по ссылке пройдут. И целиком прочтут.

    А мнение то забыл сказать? Или нечего? С чем согласен? С чем нет?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.