По Восточным Саянам на Мерседес Унимог

Автомобильное путешествие по Восточным Саянам на грузовых автомобилях «Мерседес Унимог» из Иркутской области через Тофаларию в Тоджу (Республика Тува). Первопрохождение, шестая категория сложности для спортивного туризма, на средствах передвижения.

Маршрут

Город Новосибирск — город Кемерово — город Красноярск — город Нижнеудинск — река Джугояка — река Малая Бирюса — поселок Миричун — река Большая Бирюса — ручей Катышный — перевал Мурхойский — река Мурхой — Багайская изба — река Большой Мурхой — перевал через Хондо-Джуглымский хребет — река Сытляр-Атар — река Хатага — река Уда — река Чело-Монго — перевал Мус-Даг-Дабан через хребет Большой Саян — река Кош-Пеш — перевал через хребет Демир-Тайга — безымянный левый приток реки Кижи-Хем — река Кижи-Хем — радоновый купальный источник на реке Кижи-Хем — река Чамдыяк-Хем — река Улуг-Даштыг-Хем — река Аржан-Хем — минеральный питьевой источник на реке Аржан-Хем — перевал Салысты через Даштыг-Хемский хребет — река Оруктуг-Ой — река Соруг — озеро Эдер-Холь (перевал) — река Ак-Суг — геологическая база «Ак-Суг» — река Даштыг-Ой — перевал Манза — река Биче-Кадыр-Ос — река Болыктыг-Ажик — перевал Монза-Арыскан — озеро Кулуг-Холь — река Чазаг — река Арт-Чол — река Чаваш — река Хамсара — поселок Ырбан — река Хамсара — перевал через Ий-Хемский хребет — поселок Ий — пос Тоора-Хем — река Бий-Хем (Большой Енисей) — поселок Бояровка — река Ка-Хем (Малый Енисей) — город Кызыл — поселок Туран — город Минусинск — город Абакан — посёлок Шарыпово — город Мариинск — город Кемерово — город Новосибирск.

Видео

Ниже представлен клип, длительностью 5 минут, по некоторым видеоматериалам трофи-экспедиции «Большой Саян 2010». Ролик размещён на сервере Яндекс Видео, для просмотра в режиме онлайн.

Версию в максимальном качестве можно скачать с сервера Яндекс Диск — 170 МБ.

Музыкальное сопровождение — песня «Колеса должны вращаться» группы «Буготак» (Новосибирск). Видеофрагменты расставлены НЕ в хронологическом порядке!

Фрагменты 1 и 4: круговая видеопанорама с безымянной вершины высотой 2 182 метра, хребта между долинами рек Аржан-Хем и Улуг-Даштыг-Хем (Тува).

Первый фрагмент. В начале видна долина реки Аржан-Хем и немного её левый приток — река Биче-Даштыг-Хем, а также вершины высотой 2 385 метров и 2 489 метров, между которыми находится перевал Салтасты (высота 2 112 метров, не виден). Далее — вершины 2 574 метра, 2 776 метров (перед ней вершина на стрелке Аржан-Хем и Улуг-Даштыг-Хем) и 2 769 метров. Между последними — перевал 2 258 метров, в долину Арыскан-Астыг-Ой, бассейн реки Ак-Суг. Далее хребтик с видом на вершину высотой 2 401 метр и долина реки Улуг-Даштыг-Хем, с вершинами в ее верховьях — гора Хар-Даг и другие. Все перечисленые выше вершины — Даштыг-Хемский хребет.

Затем на среднем плане виден Аржанский хребет между реками Чамдыяк-Хем и Мунгаш-Даштыг-Хем. А на дальнем плане — вершины хребта Ергак-Таргак-Тайга.

Фрагмент 2. Один из этапов подъема по куруму на перевал Салтасты (2 112 метров) Даштыг-Хемского хребта (Тува). В кадре — 008, за рулем Вадим. Ведет его Влад. Рядом с машиной — Леха (Пух), ему ехать следом. За кадром выше — 010 (не виден), который подтягивает лебедкой машину Вадима.

Фрагмент 3. Подъем по реке Нижний Хуллок (Хуллэ, Тофалария). Переезд из долины Малой Бирюсы в долину Большой Бирюсы, через Красную Речку и реку Миричун. В кадре все три машины экспедиции.

Фрагмент 4. В начале на среднем плане — Аржанский хребет, на дальнем плане — вершины хребта Ергак-Таргак-Тайга. Затем видна долина реки Улуг-Даштыг-Хем и немного река Кижи-Хем, за которой — хребет Демир-Тайга, между реками Кош-Пеш и Кижи-Хем, и его вершины высотой 2 723 и 2 591 метр. За ними едва различимы вершины хребта Большой Саян.

Фрагмент 5. Третий брод (из четырех) через реку Мурхой (Тофалария). Здесь мы проезжали еще в 2008 году на УАЗах. В кадре — 021 (Леха и Сергей) и 008.

Фрагмент 6. Один из многочисленных бродов через реку Большой Мурхой (Тофалария). Чуть выше неожиданного каньонного сужения в верховьях. Там было очень тяжело, а здесь — асфальт. В кадре — 010 и Гоша.

Все последущие фрагменты — близ перевала Мусдаг-Дабан (2 132 метра) хребта Большой Саян, на втором (из четырех), самом сложном участке подъема по снежнику и курумному склону.

Фрагмент 7. Камень, пущенный вниз по снежнику, по которому нам предстоит еще подниматься. Внизу, под перевалом можно разглядеть машины. Там будет базовый штурмовой лагерь.

Фрагмент 8. Вид на хребет на реку Чело-Монго и её долину.

По Восточным Саянам на Мерседес Унимог: 2 комментария

  1. Или объезжен уже Кавказ, или здесь действительно тесно — но когда смотрю на фото-видео из Зауралья, масштабы завораживают. Совсем всё по-другому выглядит.

    Эти ребята серьёзную работу сделали. Непонятно, за что лебедились. Непохоже, что якоря бурили. А камень весь мелкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.