Проблемы моторов Common Rail

За последние два года стало очевидным, что мерседесовские моторы с системой впрыска топлива Common Rail хронически страдают проблемой разуплотнения посадки форсунок в головке блока после трёх-пяти лет эксплуатации мотора.

Скорее всего, это конструктивный недостаток, связанный с особенностями крепления форсунки и, возможно, с несоблюдением правил обслуживания этих моторов, которые на данный момент времени мне неизвестны. Так оно или иначе, но теперь уже регулярно мы сталкиваемся с жалобами владельцев на едкий запах из-под капота, а иногда и на специфические звуки, которые не очень опытные владельцы или мастера принимают за симптомы «стуканувшего» мотора.

При частичной разборке мотора

выясняется, что пространство между шумоизолирующим, декоративным колпаком клапанной крышки и самой крышкой заполнено смолоподобным аморфным веществом, которое, стекая из-под колпака, попадает на элементы выхлопного коллектора (рис. 1).

ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕДОСТУПНО

Рис. 1. Частично разобранный мотор ОМ611.
Видны выделяющиеся из-под защиты смолистые выделения,
покрывающие поверхности головки блока.

В случаях, когда процесс зашел столь далеко, как описано выше, восстановление мотора сопряжено с огромными затратами. Очистка смоляных отложений вручную очень трудоемкая задача, но самое главное, что ручная очистка всего лишь расчищает путь для решения гораздо более проблематичной задачи — выемки форсунок. Смолянистая масса зачастую вклеивает форсунки в головку блока намертво. Нам попадались форсунки со следами зубила и всяких зверских съемников на машинах только что пригнанных из Европы. Т.е. там с этой проблемой столкнулись в полный рост, и нашли хороший выход — продавать свои проблемы нам.

И вот дальше начинается самая грустная,

для владельцев моторов Common Rail

, часть процесса. На моторах серии 611 невозможно снять клапанную крышку не сняв форсунки, а значит невозможно и снять головку блока. Кроме того, если данный мотор установлен на минивэне VITO, то выемка форсунок невозможна без снятия мотора с автомобиля.

Приходится делать следующее — аккуратно резать клапанную крышку на части после этого снимать головку блока с двигателя (рис. 2).

ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕДОСТУПНО

Рис. 2. Разрезанная клапанная крышка двигателя ОМ 611

После этого появляется некоторый шанс надежнее зацепившись за форсунку, извлечь ее из головки блока с помощью обратного молотка, но во-первых, это связано уже с однозначным повреждением форсунки, а во-вторых есть опасность переусердствовать и повредить головку блока при силовом удалении форсунки.

Если попытки выдернуть форсунку не увенчались успехом, приходится на снятой головке блока отрезать выступающую часть форсунки абразивным кругом и далее на координатно-расточном станке вырезать остатки форсунки из головки блока. После этого исправление подгоревшего торца форсуночного колодца и изготовление специальной компенсирующей уплотнительной шайбы форсунки является уже не самой сложной конструкторско-технологической задачей.

Итак, затраты на восстановление проданных нам проблем выливаются в покупку одной или нескольких форсунок стоимостью от $280 до $500 каждая, в зависимости от способа покупки. Клапанная крышка, ценой от $100 до $180. Особо следует отметить, что мне известно, по крайней мере, три варианта клапанной крышки для мотора ОМ611 и все они не взаимозаменяемы. При этом два варианта настолько похожи между собой, что однажды мы обманулись и заметили свою ошибку только тогда, когда болт крепления постели распредвала выдавил трещину в крышке. Заметь мы разницу своевременно, можно было бы всего-навсего снять небольшую фаску с головки болта.

В особо запущенных случаях, особенно, если ранее предпринимались безуспешные попытки извлечения форсунок, в головке блока образуются трещины из форсуночного канала в полость охлаждения. По-видимому, это вызвано различием коэффициентов термического расширения образующегося нагара и материала головки и возникновением в головке блока термических напряжений при охлаждении мотора. Поэтому гидроопрессовка головки блока после извлечения форсунок является совершенно необходимой процедурой.

Поскольку с данной проблемой мы сталкиваемся уже методично, то, разумеется, пришлось сталкиваться и с необходимостью замены головки блока из-за трещин в форсуночном канале.

И тут тоже таится подводный камень. Нам известно, по крайней мере, два варианта невзаимозаменяемых головок блока для моторов серии 611. Отличаются они наличием дополнительного канала в полости охлаждения, при этом по VIN номеру вариантность головки и блока не определяется (несмотря на то, что через VIN правильно определился номер двигателя) и мы, получив заказанную запчасть, получили заодно и новую порцию головной боли.

Подводя итог можно сделать следующие выводы.

  • Мерседесовские двигатели с системой впрыска Common Rail серии ОМ611 и, возможно более «старших», имеют врожденный конструктивный дефект крепления форсунки в головке блока (по непроверенной информации на моторах выпуска после 2003 года дефект устранен). Из-за этого со временем рабочие газы вместе с несгоревшим топливом из камеры сгорания начинают пробиваться в невентилируемое пространство между клапанной крышкой и декоративно-шумоизолирующим колпаком. В этом пространстве газы и топливо конденсируются в смолоподобную субстанцию.
  • При покупке автомобиля MB CDi необходимо потратить некоторое время и силы и приподнять теплозащитно-шумоизолирующий колпак, чтобы проверить состояние уплотнения форсунок.
  • Рациональным подходом следует также считать профилактическую замену уплотнений форсунок раз в полтора-два года с обязательной заменой болтов, крепящих форсунку на новые.

Автор: Мезерницкий Александр Юрьевич (aka Alex Diesel).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.