Папай Трофи 2009: итоги

Окончательно завершены подсчёты результатов третьего этапа Чемпионата юга России по трофи-рейдам. Неделя понадобилась для сбора и обработки информации в зачётной категории «туризм»: впервые, в этом сезоне нашего Чемпионата, — нереально, неожиданно, непреодолимо тяжёлой категории. О печальной судьбе «туристов» на «Папае» пойдёт речь ниже, а пока — общие выводы.

Новый Папай

«Папай» вперые за шесть лет проходил в общем формате этапов Чемпионата. То есть, организаторы этапа отвечали за постановку трасс и организацию работы базового лагеря. Техкомиссии, судейство, подсчёт результатов осуществлялись единой судейской бригадой в присутствии наблюдателей от пяти клубов — организаторов Чемпионата. Кроме того, «Папай» впервые подчинялся единым техническим требованиям к автомобилям-участникам.

В этой связи следует отметить, что гонка удалась. Опасения, что самые имиджевые и прославленные внедорожные соревнования Северного Кавказа, утратят свою привлекательность, оказались напрасными. Несмотря на отмену предыдущего этапа, общий кризисный фон в стране и прочие проблемы, категория «спорт» традиционно собрала сильнейшие экипажи юга России. В «стандарте» появилось неожиданно много новых лиц. И лишь в «туризме» участников оказалось меньше десятка. Видимо, они знали…

Категория «спорт»

Коротко о гонке, в порядке возрастания сложности. В категории «спорт» народ просто гулял. Уровень подготовки машин и экипажей настолько высок, что первый СУ протяжённостью в 100 километров, заставил лидеров винчеваться 5-7 раз, по 3-5 метров . В этих условиях решающими обстоятельствами стали клиренс, надёжность узлов и мастерство ориентирования.

В части надёжности не повезло большинству. «Барс» Баландиных лишился генератора и выбыл из гонки уже на первом СУ. Хотя, справедливости ради, заметим: не столько по непреодолимым обстоятельствам, сколько по желанию экипажа. Который обкатывает на этапах Чемпионата новейшие технические решения, с прицелом на серьёзную перспективу.

Новороссийцы Михайленко — Абионян на «Рэнглере» ошиблись с размером колёс. По большому счёту, машина более соответствовала «туристическим» размерам, чем «спортивным». И она каким-то чудом финишировала на СУ1. С оторванными передними амортизаторами, срезанной проушиной крепления рессоры к раме, провёрнутым чулком переднего моста. Сход.

Техника непоправимо подвела ещё несколько экипажей, которые готовы были оказаться в числе победителей. Среди них особенно заметен сход краснодарских Близнецов (Орлов — Григоров). Также не смог полноценно вести борьбу экипаж Туркин — Бухтияров (Новороссийск). Жёлтый прототип экипажа Курбатов — Долиновский крайне неудачно «прилёг» на первом СУ воздухозаборником в реку, получив гидроудар. Машина пришла в БЛ своим ходом, на 1,5 цилиндре, была вылечена «наложением рук» и продолжила гонку. Однако, высокого результата экипаж показать уже не смог.

Талантливые дебютанты Чемпионата, сочинцы Папазян — Роганян, впервые проехали подобный марафон, получили бесценный опыт, но не смогли составить серьёзную конкуренцию более опытным соперникам. Особенно, в части ночного ориентирования. И здесь следует вспомнить о легенде, которая по свидетельствам участников, «не билась» на треть (по словам лидеров СУ1 — на одну десятую часть). В данном случае, не так важно — на сколько она была ошибочна. А важно то, что ветераны «Папая» были к такой легенде готовы.

К сожалению, не смог показать настоящей борьбы экипаж Рябченко — Бойченко из Северской, на уникальном, только что построенном прототипе «Леший». Машина весом 2,6 тонны строилась в расчёте на самые безжалостные условия эксплуатации. Однако, собранный на шасси «Пинцгауэра» прототип не успел пройти полноценные ходовые испытания, поэтому его доводка происходит по принципу «здесь и сейчас». На СУ1 «Леший» остался без гидроусилителя, экипаж сумел вернуть его в строй, показав шестой результат, но… лишь на заключительном СУ.

Совсем немного до третьего места «не доехали» сочинцы Нагулян — Минаков. Технические проблемы начались практически со старта и продолжались до завершения гонки. В таких случаях говорят — привезли машину на себе. Но, особенно критичным для экипажа стал сход на первом СУ. И даже второе место на СУ2 ситуации не исправило.

Также, из-за проблем с железом, по одному СУ «слили» экипажи Отрошко — Бойко (Новороссийск) и Пиньковский — Зейтунян (Сочи), которые в итоге, разделили третье место. Оба экипажа впервые едут в Чемпионате юга России и показывают неплохие результаты. Настолько неплохие, что по результатам двух этапов каждый из них может претендовать на призовые места в Чемпионате. Особенно новороссийцы, удивляющие своим беспредельным упорством. В то же время, сочинцы:

    — на технически устаревшем автомобиле;
    — не имеющие опыта многоэтапных соревнований;
    — абсолютно не знающие местность;
    — и взявшие на «Папае» третье место;

— сами по себе в некотором роде сенсация. На СУ1 они уверенно обошли два местных экипажа, в том числе лидеров из Геленджика. Если тенденция сохранится, нас ждёт интереснейшее противостояние на следующих этапах Чемпионата.

А за победу бились «монстры». С одной стороны, Калайджян — Саркисян (Сочи), с другой Логунов — Херуимов (Геленджик). Оба экипажа ехали на механизмах, мягко говоря, не совершенных. И если некоторое техническое превосходство машины Ашота на марафонских дистанциях известно, то длиннобазный УАЗ из Геленджика в таком поединке хорош только теоретически. Но, будем считать, что разница минимальна и обратимся к экипажам. Сочинский штурман в этой гонке дебютировал — а «Папай» не самое весёлое место для учёбы. Геленджик, наоборот, выставил на гонку экипаж в составе двух штурманов — причём, признанных авторитетов в отрасли. Видимо, они знали…

Совершенно уникальная победа дуэта Калайджян — Саруисян (Сочи), вероятно, ещё будет предметом научных исследований. Потому что, легенда на втором и третьем СУ «не билась» наполовину и даже больше. Каким образом Ашот, с новичком-штурманом, объехал опытных местных «волков», пока остаётся загадкой. Тут в деле и железо, и стаж, и немного судьба…

Кстати, о судьбе: в ночь с субботы на воскресенье, у штабной палатки происходит разговор о том, что нужно вытащить на поляну обездвиженную машину из «спорта». Цена вопроса — 500 метров, но подойти может только «спорт». Ашот Калайджян кряхтит, вспоминает что «вот уже ведь уходил спать …» и заводит свой «газон». Начинается эвакуация, в 4 часа ночи, за четыре часа до старта на СУ3 — решающий спецучасток, перед которым Геленджик и Сочи пока делят первое место.

И тут у Калайджяна рассыпается генератор. Вот такое оно — спортивное счастье. Все знали, что любая машина в «спорте» должна поломаться хотя бы один раз за этап. А он ещё не ломался. А Геленджик уже… и уже починился. А третий СУ самый короткий. И на нём ничего не успеть… Короче, на старт СУ3 сочинцы вышли отремонтированными. И проехали этот СУ «на все деньги».

В общем, это был «Папай» Ашота. После подсчёта итоговых баллов, его победе радовались даже соперники. Настолько она заслужена, оправдана и логична. Особенно точно общее мнение выразил Андрей Борблик, который сказал коротко: «ну… ему надо, пора уже!»

Категория «стандарт»

Вот так, «с шутками и прибаутками» каталась на «Папае» самая «героическая» категория. Без единой серьёзной аварии. И даже без эвакуации. А тем временем рядом тихо погибала к чертям завершала своё существование зачётная группа «стандарт». Первой ласточкой стал экипаж, отказавшийся от борьбы на втором километре дистанции по причине сложности трассы. Дальше — больше. В общей сложности, на первом СУ перевернулось (или легло на бок) пять машин, у одной заклинило двигатель и ещё одна «потеряла» задний мост.

Конечно, в таком раскладе есть очевидная ошибка организаторов, не соизмеривших возможности «паркетной» техники с реалиями трассы. Обсуждение этой ситуации и соответствующие выводы наблюдателями были сделаны сразу, по окончании субботней гонки. Однако, часть ответственности лежит и на гонщиках. Дебютанты в категории «стандарт» демонстрировали временами просто-таки вопиющую безалаберность. Тут и элементарное неумение ездить, и пренебрежение безопасностью, и отсутствие какой-либо тактики. Три машины одновременно в «ураловской» колее — как минимум, странное зрелище, при наличии нормального просматриваемого объезда в допустимом «коридоре». Впрочем, часть гонщиков даже не знала, что такое «коридор». Также, как и «регламент». Перефразируя известную народную мудрость, о них можно сказать: Шумахер — не читатель.

Вот они и не читали… На этом фоне особенно досадно проигрывать ветеранам «Папая» — а в «стандарте» есть и такие. Экипаж Сарана — Дигуров (Темрюк) не жалел «Ниву» (машине 28 лет!) и шёл первым среди ВАЗов. Однако, финишировать не удалось — железо не выдержало. Экипаж Штангей — Носкова на «Ниве» просто физически не смог бороться с УАЗами, понимая что в таком темпе они до финиша не доберутся.

Вообще, в этой категории экипажи соревновались в том, кому меньше жаль свой автомобиль. Выиграли майкопчане Дмитриев — Шукелович, разворотившие половину своего УАЗа и едва не убившие оператора, ехавшего в машине третьим (тяжёлое сотрясение). Вторыми неожиданно приехали Зелиловы из Сочи. Экипаж Коваленко — Гришин (Кабардинка) на третьем месте. Очень неплохо выступили и ближайшие преследователи: Филатов — Татулян из Белореченска, а также, разделившие пятое место, Козлов — Брузгинов (Геленджик) и Малхасян — Хостян из Сочи. Геленджик, кстати, привёз результат на единственной «Ниве» в пятёрке лидеров. Остальные — на «УАЗах».

Категория «туризм»

О них даже писать особо нечего. Их видели только на старте. Их запомнили улыбающимися, с надеждой во взглядах и уверенностью в жестах. Из семи экипажей вернулся один…

Два года подряд среди трофистов Северного Кавказа гуляла расхожая фраза, типа: кто проехал Февральские Окна 2007 года в категории «спорт» — может ехать везде!

Теперь этот афоризм звучит иначе: кто стартовал на Папай Трофи 2009 года в категории «туризм» — может ехать везде!

Собственно, всё. Добавить нечего, кроме особой благодарности всем участникам этой зачётной группы и, безусловно, извинений от имени организаторов Чемпионата. Разбор ошибок уже проведён и оргкомитет Чемпионата юга России по трофи-рейдам сделал соответствующие выводы. На следующих этапах «туризм» будет соревноваться в приемлемых условиях. И совершенно точно, не станет конкурировать со «спортом». Спасибо всем, кто это выдержал.

Категория «власть»

Теперь о самом неприятном. Похоже, на Кубани, становится традиционным нелепое противостояние организаторов внедорожных акций и надзорных органов. По человечески чиновники всё понимают, но как официальные лица … а интересы государстваа давайте под патронажема как же партия власти бла-бла-бла. Согласование гонки продолжалось до вечера пятницы и в любую секунду (даже в субботу) её проведение было под вопросом. Причём, автор этих строк ехал, в день открытия «Папая», в государственное учреждение «на беседу», будучи полностью уверенным в своей (организаторов) правоте. А спустя час, по выходу из «коридора власти», чётко осознавал: все джиперы недоумки, правильно провести ничего не могут, занимаются ерундой, государству мешают. И если бы не государственные служащие, которые нам, дуракам, помогают — никакого off-road в Краснодарском крае не было бы и в помине. Только благодаря им…

Это осознание никчёмности нашего общего внедорожного движения не отпускало до возвращения в базовый лагерь. И улетучилось только на поляне. Когда увидел родные чумазые лица, болгарки, разобранные мосты и распиленные рессоры. Когда понял, что именно эти мужики будут завтра висеть над обрывами на лебёдках, кувыркаться через крышу, лежать в жидкой глине, меняя масло в застучавшем двигателе. Они, а не те, кабинетные в костюмах-галстуках, будут бороться за победу в тяжелейших условиях. Без всякого, слава богу, осознания важности государственных задач.

Потому что, их коридоры — это не жизнь. Настоящая жизнь — это колея. Из которой мы карабкаемся, что есть сил. Чтобы ехать!

Папай Трофи 2009: результаты туризма
Папай Трофи 2009: результаты туризма
Папай 2009: результаты
Папай 2009: результаты стандарта и спорта

Примечание: все оценки и мнения, приведённые в настоящем тексте, являются оценками и мнением частного лица. Координационный Совет Чемпионата юга России по трофи-рейдам может не разделять позицию автора данной статьи.

Папай Трофи 2009: итоги: 6 комментариев

  1. Жалко ты перестал снимать.Думаю что это твое призвание от бога.А вот с твоими суждениями о машинах во многом не согласен.Например,в длиннобазном «УАЗе» геленджичан переделок и доработок,наверное,больше чем в какой -либо другой машине.А ты все удивляешся их результатам…
    Не обижайся-написал что думаю не только я.

  2. Всем привет. трасса на самом деле была что не на есть лучшая для стандарта нам очень понравилось,просим что была и впредь такой же увлекательной и сложной,но слово не ожиданно взяли второе место это вы :) зря,мы правда готовились,и дальше будем готовиться надо брать теперь первые места.Спасибо за то что вы есть.Зелиловы

  3. Взяли второе, Несмотря на то, что вы поломались по дороге в Новоросс, когда я вас увидела стоящих на обочине за два поселка до геленджика, вечером нашли сварку, приварили, и успели к утру в лагерь и на старт. Красавчики!

  4. otroshko
    Жалко ты перестал снимать.

    Мне тоже жаль. Это произошло примерно по тем же причинам, по которым Хулиган перестал ездить. Техника нынче стоит дорого. А после того, что я снимал на камеру стоимостью 6 000 долларов, работать с мыльницей в руках — не стоит. Ты ведь не поедешь в «спорт» на «Ниве»?

    Результатам геленджичан на Папае не удивляюсь. Наоборот, удивлён, что Ашоту удалось их объехать. Именно там.

    О доработках в их УАЗе мне рассказывает уже не первый человек. И всякий раз не удаётся услышать ответа на простой вопрос: что именно ПРИНЦИПИАЛЬНО изменено в машине? В той, где изначально габариты и вес проигрышные, а значит нужно её больше бить. А если больше бить — значит усиливать. Если усиливать — то металлом. Это ещё вес. И так далее… Или он у них правда из титана, как сказал Рома Северский?

    Что можно РАДИКАЛЬНО переделать в рессорной рамной машине с неразрезными мостами — чтобы выигрывать в трофи на Северном Кавказе?

    А вообще брат, уел ты меня, конечно. Типа могу или пизд писать или снимать. А Чемпионат, он типа, сам собой сделался …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.